Blog

Формируем успешную команду по Р.М.Белбину

В чем состоит главная задача при подборе кандидатов?

Нужно подобрать человека, который

  • соответствовал бы профилю должности и модели компетенций
  • был мотивирован на работу и заинтересован именно в этой вакансии
  • и “вписался” в команду (особенно если это проектная или сугубо командная работа)

А то, как нередко получается, специалист отличный, а “характерами не сошлись”. Или hr подобрал команду профессионалов, но проект вяло течет и не двигается вперед так быстро, как необходимо для целей компании, нарушаются сроки реализации.

Поговорим об hr-инструменте “Теория командных ролей” Рэймонд Мередит Белбина. И это не просто теория, но и дополненная небольшим тестом, позволяющим определить ведущие командные роли у кандидата или сотрудников. 

Любой hr знает, что принимать результаты тестирования за “чистую монету” не стоит, но как дополнительный источник информации очень помогает.

Рэймонд Белбин выделил девять типов поведения в команде и назвал их «командными ролями». Командную роль он определил как:

“Тенденция

  • вести себя
  • вносить вклад в общее дело и
  • взаимодействовать с окружающими определенным образом”

Один человек никогда не будет обладать всеми качествами, чтобы стать эффективной командой. Именно поэтому команда людей с дополняющими друг друга командными ролями всегда будет во много раз сильнее и эффективнее, чем один человек или команда людей с одинаковыми качествами.

И совсем не обязательно, чтобы команда состояла из 9 человек с разными ролями. Это может быть и небольшая команда из 3-4 человек, каждый из которых совмещает по 2-3 роли. По мнению профессора Белбина, оптимальная команда – это 4-6 человек с 9 сбалансированными ролями.

Какие роли выделены в этой теории

Генератор идей

Характеристика

Вводится в команду для создания новых идей, предложений и решения сложных проблем. Новатор. Часто это интроверты, очень чувствительные к критике и похвале. Генератор необходим на начальных стадиях проекта или когда проект не двигается с места

Допустимые недостатки

“Не от мира сего”, витает в облаках. Игнорирует второстепенные детали и явления. Слишком занят, чтобы эффективно взаимодействовать.

Недопустимые недостатки

Отстаивает право собственности на свою идею, пренебрегая при этом сотрудничеством, которое позволяет получать лучшие результаты

Варианты должностей: Директор по развитию

Аналитик

Характеристика

Оценивает все идеи и предложения, анализирует проблемы, взвешивает все “за” и “против”. Вдумчив и рассудителен, проницателен, мыслит рационально и стратегически, Его суждения всегда точны, редко ошибается.

Допустимые недостатки

Скучноват, скептичен. Медленно принимает решения. Не умеет вдохновить и с энергией вовлечь людей в дело.

Недопустимые недостатки

Своим цинизмом и пессимизмом способен деморализовать остальных членов команды.

Варианты должностей: финансовый директор

Координатор

Характеристика

Нужен, чтобы увидеть таланты и развивать членов команды для достижения общих целей. Умеет задействовать ресурсы группы и заставить других людей работать. Обладает широкими взглядами и здравым смыслом. Зрелый, уравновешенный, вызывает доверие. Умело распределяет обязанности, устанавливает приоритеты. Как правило, пользуется уважением.

Допустимые недостатки

Манипулирует людьми. Склонен к столкновениям с мотиваторами из-за противоположности стилей управления. Перепоручает другим то, что должен выполнить сам.

Недопустимые недостатки

Может присвоить себе достижения команды.

Варианты должностей: генеральный директор

Реализатор

Характеристика

Необходим для успешной организации хода дел. Делает то, что нужно делать. Обладает высоким уровнем самоконтроля и дисциплины, интенсивно трудится и методично решает проблемы. Организован, эффективен, практичен. Надёжный и трудолюбивый, обладает системностью в организации процессов и работы. Меньше всех заботится о своих интересах.

Допустимые недостатки

Довольно негибок, медленно принимает все новое.

Недопустимые недостатки

Сопротивляется изменениям.

Варианты должностей: директор по производству

Контролер

Характеристика

Внимателен к деталям, ориентируется на высокие стандарты и обеспечивает исполнение до перфекционизма. Старательный, добросовестный. Доводит начатое дело до конца. Внешне выглядят невозмутимо. Предпочитает не поручать работу другим, а лично выполнять ее.

Допустимые недостатки

Склонен к повышенной тревожности. Отказывается делегировать.

Недопустимые недостатки

Одержимость в поведении.

Варианты должностей: директор по контролю качества

Мотиватор

Характеристика

Добавляет энергию всей команде. Энергичный мотиватор и любитель непопулярных решений. Человек с высокой мотивацией и сильной потребностью в достижениях. Любит руководить и заставлять других работать. Как правило, хороший менеджер, прекрасно себя чувствует в условиях аврала.

Допустимые недостатки

Склонен провоцировать и задевать чувства людей.

Недопустимые недостатки

Если кого-то "зацепил", то не способен поправить ситуацию с помощью юмора или извинения.

Варианты должностей: администратор

Исследователь ресурсов

Характеристика

Выяснит, что происходит и что нужно из внешнего мира. Наладит контакты, подхватит чужие идеи и разовьет их. Предприимчив, быстро видит новые возможности. Успешно проводит переговоры. Обладает способностью “прощупывать” людей для получения от них информации.

Допустимые недостатки

Не всегда доводит дело до конца. Без стимулирующего воздействия со стороны его энтузиазм быстро угасает. Чрезмерно оптимистичен. Теряет интерес, как только проходит первая волна восторга.

Недопустимые недостатки

Игнорирует договоренности. Может подвести заказчиков и команду, забыв выполнить то, что было согласовано.

Варианты должностей: Директор по маркетингу

Душа команды

Характеристика

Источник хорошей атмосферы и гармонии внутри команды. Умеет предотвращать возникающие в команде межличностные проблемы. Отзывчивый. Опора команды. Гибкий, лояльный. В его присутствии дух команды укрепляется и люди лучше сотрудничают друг с другом.

Допустимые недостатки

Не склонен к принятию решений, проявляет нерешительность в сложных ситуациях.

Недопустимые недостатки

Избегает стрессовых ситуаций и ситуаций, чреватых напряжением, что может негативно сказываеться на результатах работы.

Варианты должностей: Диретор по управлению персоналом

Специалист

Характеристика

Высокопрофессионален в определенной области. Увлечён и предан своему делу, высокий профессионал и эксперт в области своих знаний. Его внимание сфокусировано на поддержании профессионального уровня.

Допустимые недостатки

Область его вклада ограничена. Слишком много времени может тратить на технические нюансы.

Недопустимые недостатки

Игнорирует все, что вне области его компетенции.

Не бывает идеальной роли, у каждой из них есть как преимущества, так и недостатки. Пока эти недостатки находятся в категории “допустимых”, сотрудник их осознает и пытается корректировать свое поведения, то они не нанесут вреда для общей цели и результатов работы.

Если же недостатки перешли в категорию “недопустимых” и сам сотрудник не хочет их принимать и корректировать, то с ним будет очень сложно работать и, скорее всего, нужно подумать о расставании.

Как сочетать командные роли

По теории Белбина, в команде существует три категории ролей по их трудовым особенностям:

  • Роли действия — мотиватор/шейпер, реализатор, контролер/завершитель;
  • Социально направленные роли/люди — координатор, исследователь ресурсов, душа команды;
  • Интеллектуальные роли — генератор идей, аналитик, специалист.

Чтобы собрать высокоэффективную команду, необходимо определить цель, которая будет поставлена перед командой, понять, какие роли нужны для достижения этой цели и как их сочетать.

Например, если стоит задача разработать новый продукт или услугу, то сотрудники с интеллектуальными ролями (генератор идей/аналитик/специалист) сделают это быстро и результативно.

На следующем же этапе, когда этот продукт необходимо вывести на рынок, больше подойдут сотрудники с ролью “действия” (реализатор/контролер/мотиватор).

Также роли можно сочетать по видам деятельности:

  • Генерация идей: аналитик + генератор идей + исследователь ресурсов;
  • Организация и управление: мотиватор + координатор + душа команды;
  • Выполнение рабочих задач: реализатор + специалист + контролер.

Готовы пройти тест и увидеть, какая ваша роль в команде?

В каждом из семи разделов распределите 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как Вы полагаете, они лучше всего подходят Вашему собственному поведению. Присваивать очки можно не больше, чем трем или четырем утверждениям в блоке равномерно или можно все очки придать одному единственному ответу. При этом одному предложению можно присвоить минимум 2 очка – максимум 10. Проверьте, чтобы сумма всех очков по каждому блоку не превышала 10 баллов. Старайтесь не мельчить, ставьте крупнее, иначе результаты будут размыты.

I . Какой вклад я надеюсь внести в работу группы:

a) Я думаю, что способен быстро замечать новые возможности и извлекать из них выгоды.

b) Я могу успешно работать с самыми разными людьми.

c) Генерация идей  — мое врожденное достоинство.

d) Моим достоинством является умение находить людей, способных принести пользу команде.

e) Моя способность доводить все до конца во многом обеспечила мою персональную эффективность.

f) Я готов перенести временную непопулярность, если вижу, что мои действия принесут в конечном счете полезные результаты.

g) Я быстро выясняю, что сработает в ситуациях, хорошо мне знакомых.

h) Личные заблуждения и предубеждения не мешают мне находить и доказывать преимущества альтернативных курсов действий.

II .  Мои недостатки, которые могут проявиться в командной работе, следующие:

a) Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствуют четкая повестка дня и контроль за ее соблюдением.

b) Я склонен быть слишком великодушным к людям, имеющим правильную точку зрения, но не высказываю-щим ее открыто.

c) Я склонен слишком много говорить, когда в группе обслуживаются новые идеи.

d) Вследствие моей осмотрительности я не склонен быстро и с энтузиазмом присоединяться к мнению коллег.

e) Я иногда выгляжу авторитарным и нетерпимым, когда чувствую необходимость достичь чего-то.

f) Мне трудно повести людей за собой, поскольку я слишком подвержен влиянию атмосферы, царящей в группе.

g) Я слишком захвачен идеями, которые мне приходят в голову, и потому плохо слежу за тем, что происходит вокруг.

h) Мои коллеги находят, что я слишком много внимания уделяю деталям и чрезмерно беспокоюсь о том, что дела идут неправильно.

III.   Участие в совместном проекте:

a) Я умею влиять на людей, не оказывая на них давления.

b) Врожденная осмотрительность предохраняет меня от ошибок, возникающих из-за невнимательности.

c) Я готов оказать давление, чтобы совещание не превращалось в пустую трату времени и не терялась из виду основная цель обсуждения.

d) Можно рассчитывать на поступление от меня оригинальных предложений.

e) Я всегда готов поддержать любое предложение, если оно служит общим интересам.

f) Я энергично ищу среди новых идей и разработок свежайшие.

g) Я надеюсь, что моя способность выносить беспристрастные суждения признается всеми, кто меня знает.

h) На меня можно возложить обязанность следить за тем, чтобы наиболее существенная работа была организована должным образом.

IV.   Особенности моего стиля работы в команде следующие:

a) Я постоянно стараюсь лучше узнать своих коллег.

b) Я неохотно возражаю своим коллегам и не люблю сам быть в меньшинстве.

c) Я обычно нахожу вескую аргументацию против плохих предложений.

d) Я полагаю, что обладаю талантом быстро организовать исполнение одобренных планов.

e) Я обладаю способностью избегать очевидных решений и умею находить неожиданные.

f) Я стремлюсь добиться совершенства при исполнении любой роли в командной работе.

g) Я умею устанавливать контакты с внешним окружением команды.

h) Я способен воспринимать любые высказываемые мнения, но без колебаний подчиняюсь мнению большинства после принятия решения.

V.   Я получаю удовлетворение от работы, потому, что: 

a) Мне доставляет удовольствие анализ ситуаций и взвешивание всех шансов.

b) Мне нравится находить практические решения проблем.

c) Мне нравиться сознавать, что я создаю хорошие рабочие взаимоотношение.

d) Я способен оказывать сильное влияние на принятие решений.

e) Я получаю возможность встретиться с людьми, способными предложить что-то новое для меня.

f) Я способен добиться согласия людей на реализацию необходимого курса действий.

g) Я чувствую себя в своей стихии, когда могу уделить задаче все мое внимание.

h) Мне нравиться находить задачи, требующие напряжения воображения.

VI.  Если мне неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то:

a) Я бы почувствовал необходимость сначала в одиночестве обдумать пути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.

b) Я был бы готов работать с человеком, указавшим наиболее позитивный подход, каковы бы ни были связан-ные с этим трудности.

c) Я бы попытался найти способ разбиения задачи на части в соответствии с тем, что лучше всего умеют делать отдельные члены команды.

d) Присущая мне обязательность помогла бы нам не отстать от графика.

e) Я надеюсь, мне бы удалось сохранить хладнокровие и способность логически мыслить.

f) Я бы упорно добивался достижения цели, несмотря ни на какие помехи.

g) Я был бы готов действовать силой положительного примера при появлении признаков отсутствия прогресса в командной работе.

h) Я бы организовал дискуссию, чтобы стимулировать выдвижение новых идей и придать начальный импульс командной работе.

VII.    Мои недостатки, проявляемые в командной работе, следующие:

a) Я склонен проявлять нетерпимость по отношению к людям, мешающим, по моему мнению, прогрессу в де-лах группы.

b) Окружающие иногда критикуют меня за чрезмерный рационализм и неспособность к интуитивным решени-ям.

c) Мое стремление обеспечить условия, чтобы работы выполнялась правильно, может приводить к снижению темпов.

d) Я слишком быстро утрачиваю энтузиазм и стараюсь почерпнуть его у наиболее активных членов группы.

e) Я тяжел на подъем, если не имею ясных целей.

f) Мне иногда бывает очень трудно разобраться во встретившихся мне сложностях.

g) Я стесняюсь обратиться за помощью к другим, когда не могу что-либо сделать сам.

h) Я испытываю затруднения при обосновании своей точки зрения, когда сталкиваюсь с серьезными возражениями.

Убедитесь, что вопросы в каждой серии сводятся к 10 и итог для всех семи серий равен 70.

Заполните следующую таблицу и подведите итоги, чтобы представить Ваш профиль. Заметьте, что эта таблица анализа расшифровывает очки и не является простым сложением очков. Например, если Ваш счет в Разделе 1 был: a = 1, b = 4, c = 2, d = 0, e = 1, f = 2, g = 0, h = 0. Тогда, используя дешифрирующую таблицу. Ваш первый ряд будет выглядеть так:

Начальные буквы сверху соответствуют типам роли в команде, которые описаны выше.

Теперь давайте подсчитаем Ваши очки:

А теперь итоги

Отметьте две, наиболее подходящие для вас, роли в команде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заявка на обучение

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности

    Форма обратной связи


      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности

        Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Договором-офертой и Политикой конфиденциальности

          Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Договором-офертой и Политикой конфиденциальности

            Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности

            Форма обратной связи

              Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности

              Насколько хорошо вы умеете ставить цели в обучении и доводить обучающихся до результата? Ведь именно от этого зависит результат и успех вашей работы.

              Эксперт Людмила Мишина предлагает Вам пройти  Тест. Целеполагание в обучении и проверить себя!

              1 минута вашего времени и всего 5 вопросов!

              Начнем?

                Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности

                  Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Договором-офертой и Политикой конфиденциальности

                  [hubspot type=form portal=7953027 id=ed79eb3c-61b0-4beb-a9f7-385c8536499b]

                  <script charset=”utf-8″ type=”text/javascript” src=”//js.hsforms.net/forms/shell.js”></script>
                  <script>
                  hbspt.forms.create({
                  region: “na1”,
                  portalId: “7953027”,
                  formId: “50dbca77-b9e8-47a7-9380-9d01eeb439dc”
                  });
                  </script>

                  Бесплатный
                  4-дневный курс

                  Погружение в профессию
                  "HR-менеджер"

                  Изучите ключевые направления работы в HR сфере!

                  Приглашаем на прямые эфиры с нашими экспертами. Давайте общаться в социальных сетях, там мы будем вас о них извещать