Blog

Главная страница » Uncategorised » Как составить индивидуальный план развития для сотрудника

Как составить индивидуальный план развития для сотрудника.
Практическое руководство.

В рамках формирования кадрового резерва организации кандидаты в резерв проходят доконкурсное тестирование и анкетирование с целью выявления необходимых компетенций, потенциала кандидатов, их умений и навыков (оценка по профилям компетенций, психологическое тестирование и т.д.).

После зачисления в кадровый резерв необходимо составить Индивидуальный план развития (далее – ИПР) резервиста. ИПР вы можете составить самостоятельно (ссылку на шаблон формы ищите в конце статьи), можете воспользоваться услугами дизайнеров и типографии, и напечатать брошюры, а также можете использовать цифровые возможности и на базе удобного вам программного обеспечения составить при помощи ИТ-специалистов конструктор по составлению ИПР. Какой способ выбрать – зависит от возможностей вашего бюджета, а также категории персонала, которые участвуют в данном процессе.

Как правило выделяют 3 блока компетенций, необходимых для развития:

  • профессиональные компетенции;
  • управленческие компетенции;
  • личностные компетенции.

Рекомендуем каждую компетенцию резервиста, необходимую для развития, коррелировать с ценностями компании. Индивидуальный план развития составляется на индивидуальных трехсторонних встречах: резервист – непосредственный руководитель – представитель HR-службы.

Этапы разработки индивидуального плана развития

1 ЭТАП. Определите 2–3 зоны развития на год

Оцените себя (если вы — руководитель, оцените сотрудника) и выберите компетенции, которые получили наименьшие оценки.

2 ЭТАП. Выберите развиваемые компетенции на встрече.

Обсудите выбранные компетенции на встрече, обменяйтесь мнениями. Выберете совместно несколько компетенций для составления действий по развитию и включению их в ИПР.

3 ЭТАП. Подберите методы развития, сформулируйте задачи.

Ознакомьтесь с описанием различных методов развития. Помните, что помимо тренингов существуют и другие разные эффективные методы развития. Обсудите, какие именно развивающие действия будут максимально полезны в вашем случае. Для каждого метода развития сформулируйте задачу. Обсудите кандидатуры коллег, которых возможно нужно будет вовлечь в работу, зафиксируйте конкретный срок, к которому нужно представить результаты руководителю.

Как правило, выделяют 5 основных методов развития компетенций:

  • Развитие на рабочем месте
  • Самообучение
  • Развивающие проекты
  • Тренинги
  • Обратная связь и обучение на опыте других

При планировании развития используется принцип соотношения развивающих действий 70/20/10.

А теперь давайте рассмотрим описание каждого из методов и ответы на вопросы:

  • Когда данный метод стоит использовать?
  • Как получить максимальный развивающий эффект от применения метода?

Развитие на рабочем месте

В рамках данного метода сотруднику (резервисту) необходимо выполнять стандартный функционал и привычные задачи, но при этом применять новые знания и тренды, полученные в ходе обучения или повышения квалификации, т.е. закреплять знания на практике и превращать их в устойчивый новый навык. Обращайтесь к этому методу, если:

  • у резервиста имеется теоретическая база, от которой можно оттолкнуться;
  • требуется отработка навыка и доведение его до автоматизма.

Для того, чтобы данный метод принес наибольшую эффективность, следует:

  • постепенно увеличивать диапазон решаемых задач;
  • применять в рабочем процессе и в реализуемых проектах новые методы и идеи, полученные в ходе обучения, а также обучения на опыте других коллег;
  • каждый новый метод необходимо реализовывать не менее трех раз. Даже если что-то не получается – это не повод опускать руки. Но в данной ситуации необходимо оказать своевременную и всестороннюю поддержку резервисту;
  • для отработки новых приемов необходимо делегировать резервисту наиболее безопасные ситуации, чтобы в случае неуспешного их выполнения бизнес не понес весомых потерь;
  • анализировать каждую ситуацию с предоставлением обратной связи, важно делать выводы и понимать, что удается (транслировать успешный опыт в дальнейшем), а что — не совсем и почему.

Примеры задач для этого метода:

  1. Подготовить обзор трендов в своей профессиональной области
  2. Провести SWOT-анализ своего подразделения
  3. Найти и внедрить новый подход в работе (инновацию)
  4. Выступить наставником по отношению к новому сотруднику
  5. Получить на себя обратную связь методом 360 градусов
  6. Найти решение сложной ситуации, случившейся в прошлом
  7. Разобрать рекламацию
  8. Сделать план работ открытым
  9. Выявить и устранить причины несоблюдения сроков
  10. Оптимизировать свое рабочее место в соответствии с подходом 5С
  11. Найти и описать потери процесса, предложить способ их устранения
  12. Определить приоритеты задач на ближайший месяц
  13. Найти и оценить альтернативные способы решения задачи
  14. Составить план работ по задаче, оценить его сбалансированность и реалистичность
  15. Оказать помощь коллеге в решении проблемы
  16. Определить «внутреннего клиента» и согласовать с ним требования к качеству
  17. Разрешить конфликтную ситуацию
  18. Повысить эффективность совместных совещаний
  19. Изучить историю предприятия / отрасли. Рассказать об интересных фактах коллегам
  20. Написать благодарственное письмо
  21. Оптимизировать работу с подрядчиком
  22. Установить связи с «ветеранами» предприятия, отрасли

Самообучение

Метод развития, при котором предполагается самостоятельное изучение резервистом теории (литература, журналы, статьи и видеоролики в интернете, вебинары, конференции, марафоны). Обращайтесь к этому методу, если:

  • есть потребность и/или желание самостоятельно расширить круг знаний и навыков в определенной области;
  • необходимо найти ответы на вопросы, которые появляются в рамках выполнения повседневных задач.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от этого метода, следует:

  • читать литературу по выбранной теме, конспектировать наиболее ценные и важные идеи;
  • применять полученные знания на практике, акцентируя внимание на действиях, которые приводили к успеху, и действиях, которые препятствовали его достижению;
  • подготовить презентацию и выступить с ней перед своими коллегами. Пересказ новой информации укрепляет ее в памяти.

Примеры книг для использования этого метода:

  1. У. Юри. «Преодолевая НЕТ, или Переговоры с трудными людьми»
  2. Д. Сайдман. «Отношение определяет результат»
  3. Б. Феррари. «Умение слушать. Ключевой навык менеджера»
  4. Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта»
  5. Р. Эвангелиста. «Бизнес победы. Руководство для менеджера по созданию команды победителей на работе»
  6. М. Гоулстон, Дж. Уллмен. «Искусство влияния. Убеждение без манипуляций»
  7. Н. Гольдштейн, С. Мартин, Р. Б. Чалдини. «Психология убеждения»
  8. Ицхак Адизес. «Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные»
  9. Дж. Катценбах, Д. Смит. «Командный подход. Создание высокоэффективной организации»
  10. П. Ленсиони. «Пять пороков команды»
  11. Стивен Р. Кови. «7 навыков высокоэффективных людей»
  12. Г. Элияху, К. Джефф. «Цель. Процесс непрерывного улучшения»
  13. Г. Архангельский. «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»
  14. Д. Аллен. «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса»
  15. И. Масааки. «Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества»
  16. Т. Фабрицио, Д. Теппинг. «5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место»
  17. И. Попеско (переводчик). «5S для рабочих. Как улучшить свое рабочее место»
  18. А. Родов, Д. Крутянский. «План, поток, ритм»
  19. Б. Джордж, П. Симс. «Уроки выдающихся лидеров»
  20. Д. Марке. «Разверните ваш корабль»
  21. Р. Добелли. «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди»
  22. Б. К. Миллер. «Как добиться от сотрудников максимальных результатов. Практическое руководство для менеджеров»
  23. Г. Альтшуллер. «Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач»
  24. Дж. Коттер. «Наш Айсберг тает. Как добиться результата в условиях изменений»
  25. Б. Кей и Д. Джулиони. «Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике»
  26. Ицхак Адизес. «Управляя изменениями»
  27. Д. К. Лайкер. «Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира»
  28. Дж. Коллинз. «От хорошего к великому»
  29. Роберт Б. Такер. «Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний»

Открытые уроки учебного центра по 6 HR-направлениям

Рекрутинг, адаптация, обучение, КДП, HR-менеджмент, HR-бренд

Развивающие проекты

Метод, предполагающий выполнение конкретных рабочих задач, теоретический или основной практический подход к выполнению которых знаком человеку, но которые представляют вызов (новые задачи, непривычные условия, новые масштабы и т.д.), за счет чего и происходит развитие. Обращайтесь к этому методу, если у вас:

  • есть такие качества, умения или навыки, которые необходимы для дальнейшего развития, однако текущая работа не предоставляет условия для их проявления и отработки;
  • есть желание принять участие в проектах, которые еще никогда не доводилось выполнять;
  • есть уверенность, что проекты могут быть без ущерба совмещены с текущей работой или вы можете выполнять их за пределами рабочего времени.

Для получения максимального эффекта от этого метода следует:

  • работать над задачами, которые в целом знакомы, но более сложны, чем привычные;
  • выбирать в качестве развивающих краткосрочные проекты (3–6 месяцев);
  • участвовать в проектах, для успешной реализации которых критическими оказываются именно те качества, которые должны быть развиты;
  • осмысливать опыт применения знаний и умений, подлежащих дальнейшему совершенствованию;
  • не бояться неожиданных, нетипичных ситуаций: именно они становятся источником наиболее ценного развивающего опыта.

Тренинги

Метод предполагает обучение в формате очных групповых мероприятий с отрывом от основной работы. Обращайтесь к этому методу, если:

  • у резервиста имеется теоретическая база, от которой можно оттолкнуться;
  • требуется отработка навыка и структурирование имеющихся знаний.

Для получения максимального эффекта от этого метода следует:

  • четко видеть конечный итог, к которому идет резервист: что нужно начать делать лучше после тренинга, что требуется узнать и т.п.;
  • принимать активное участие;
  • задавать вопросы тренеру, которые возникают в ходе тренинга;
  • применять новые действия в практических ситуациях вне тренинга.

Примеры тренингов для использования этого метода:

  1. Применение навыков системного мышления
  2. Планирование и организация деятельности
  3. Управление изменениями
  4. Ориентация на результат
  5. Управление временем
  6. Управление эффективностью деятельности
  7. Управление проектами
  8. Работа в команде
  9. Эффективная коммуникация
  10. Проведение переговоров
  11. Управление конфликтом
  12. Управление вовлеченностью

Обратная связь и обучение на опыте других

В рамках данного метода предполагается наблюдение за более опытными коллегами, обсуждение с ними их приемов выполнения работы, получение от других людей информации об их успехах и провалах, чтобы учесть это в будущем, получение мнения коллег, что является, по их мнению, вашими сильными сторонами и зонами роста (обратная связь). Еще этот метод в некоторых источниках может носить название shadowing. Обращайтесь к этому методу, когда:

  • есть коллеги, которые могут выступить в качестве модели успеха;
  • у результатов работы есть наблюдатели, которые способны их оценить;
  • есть внутренняя готовность услышать не только позитивные, но и критические оценки ваших действий.

Для получения максимального эффекта от этого метода следует:

  • взаимодействовать с более опытными и компетентными коллегами, обладающими теми качествами и скиллами, которые нужно развить резервисту;
  • брать у них обратную связь по ходу выполнения выбранного типа работы, запрашивать конкретные рекомендации;
  • просить их рассказать на примерах из их опыта, как они выполняют конкретную работу, какие «фишки» используют в работе, где и у кого они научились это делать, что помогло им научиться;
  • наблюдать за конкретными действиями коллег-экспертов, которые они осуществляют в типовых и критических ситуациях. Записывать ценные идеи;
  • благодарить за обратную связь – ведь время это самое ценное, что может подарить тебе другой человек.

Дополнительные материалы к статье

К этой статье мы приготовили вам в помощь Шаблон Индивидуального плана развития.

Чтобы его получить, перейдите в наш ТГ-канал по этой ссылке.

Рекомендуем вам

Повышение квалификации “Ведение кадрового делопроизводства в организации”

16,500.00 ₽

Повышение квалификации “Трудовое законодательство для HR” (38 ак.ч.)

44,000.00 ₽

Повышение квалификации “Удержание и мотивация персонала” (50 ак.ч.)

52,000.00 ₽ 48,000.00 ₽

Повышение квалификации “Оценка и управление развитием сотрудников” (44 ак.ч.)

45,500.00 ₽

Повышение квалификации “Ведение воинского учета в организации в 2024 году” (18 ак.ч.)

14,600.00 ₽

Повышение квалификации. Карьерное консультирование и профориентация (115/147 ак.ч.)

110,000.00 ₽ 90,000.00 ₽

Повышение квалификации “Performance Review” для компаний (16 ак.ч.)

144,000.00 ₽

Повышение квалификации “Стратегическая сессия: разработка и проведение самостоятельно с нуля” (46 ак.ч.)

60,000.00 ₽

Повышение квалификации “Визуализация HR-данных и создание дашбордов” (20 ак.ч.)

30,000.00 ₽

Повышение квалификации “Создание системы обучения персонала в организации” (54 ак.ч.)

60,000.00 ₽

Повышение квалификации “HR-аналитика и визуализация данных” (45 ак.ч.)

65,000.00 ₽

Повышение квалификации “Создание и продвижение HR-бренда компании” (52 ак.ч.)

70,000.00 ₽

Повышение квалификации “Создание системы наставничества в организации” (20 ак.ч.)

30,000.00 ₽

Повышение квалификации “Бизнес-партнер по управлению персоналом” (HRBP) (60 ак.ч.)

80,000.00 ₽

Заявка на обучение

[contact-form-7 id=”1081″ title=”Заявка на обучение”]

Форма обратной связи

[contact-form-7 id=”1083″ title=”Форма обратной связи”]

[contact-form-7 id=”1246″ title=”Форма записи на мастер-класс”]

[contact-form-7 id=”1491″ title=”Форма записи на мастер-класс_обучение”]

[contact-form-7 id=”3756″ title=”Заявка на обучение по программе повышения квалификации”]

Форма обратной связи

[contact-form-7 id=”3760″ title=”Заявка на консультацию”]

[qsm quiz=1]

[contact-form-7 id=”5471″ title=”Заявка на обучение по программе пк hr-generalist”]

[contact-form-7 id=”1491″ title=”Спец.предложения”]

[hubspot type=form portal=7953027 id=7a9d9793-5732-435b-8b50-e040758d9cb2]

[hubspot type=form portal=7953027 id=4c54528f-cc53-462f-9dbd-5599aa04c0b5]

[hubspot type=form portal=7953027 id=28c3ba4e-3363-475f-9633-c58981671b3f]

[hubspot type=form portal=7953027 id=42c93c45-eb63-45a3-a717-e7b5789e7951]

[hubspot type=form portal=7953027 id=e8d7c3d0-f462-4ce8-b33d-3065b5686fb0]

[hubspot type=form portal=7953027 id=5f8eac3f-d358-47df-a0da-582148ab76cc]

[hubspot type=form portal=7953027 id=ed79eb3c-61b0-4beb-a9f7-385c8536499b]

[hubspot type=form portal=7953027 id=fa2e3b0f-2e99-4da4-8cd3-99acc5870c8b]

[hubspot type=form portal=7953027 id=7a9d9793-5732-435b-8b50-e040758d9cb2]

[hubspot type=form portal=7953027 id=ed79eb3c-61b0-4beb-a9f7-385c8536499b]

<script charset=”utf-8″ type=”text/javascript” src=”//js.hsforms.net/forms/shell.js”></script>
<script>
hbspt.forms.create({
region: “na1”,
portalId: “7953027”,
formId: “50dbca77-b9e8-47a7-9380-9d01eeb439dc”
});
</script>

Бесплатный
4-дневный курс

Погружение в профессию
"HR-менеджер"

Изучите ключевые направления работы в HR сфере!

Приглашаем на прямые эфиры с нашими экспертами. Давайте общаться в социальных сетях, там мы будем вас о них извещать